"Рай на земле – у лошади на спине", – слышит человек поговорку и спешит вскарабкаться в седло за "лёгким блаженством".
Нооо... 🐎
🔸
«И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15).
Не эксплуатировать жителей его и потреблять плоды его, а возделывать сад Едемский и хранить его. Таким образом, в первозданном Раю человеку предписывалось быть занятым, заботясь о Рае.
Но не Рай нуждался в возделывании, ибо Бог всё творит в совершенстве, без недостатка. Нуждался в этом возделывании сам человек.
По слову святого Иоанна Златоуста, это был «труд безболезненный, чуждый страданий». Он представлял собой путь к большему духовному совершенству. Возделывание Рая предполагало некую творческую деятельность человека, его глубокое включение в райскую гармонию первозданного мира, дышавшего благодатью Святого Духа.
🔸
Адам нарекал имена животным (ср. Быт. 2, 19–20).
Но, чтобы нарекать, надо познавать, постигать тех, кого хочешь наречь. Адам, постигая созданный Богом мир, нарекал имена, пытаясь проникнуть в тайну мироздания. И это никак не безделье, а глубокое, творческое, разумно-волевое делание. Наречение имени, то есть выражение своего знания в слове, означает, что человек формулировал плоды своей познавательной деятельности.
В райском делании первозданного человека участвовали и душа его, и тело, и ум, и сердце.
🔸
«И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1, 26).
А чтобы владычествовать, нужно быть способным к тому и знать, как управлять...
Мир живых существ не пребывал в хаосе или порабощении сильнейшими слабейших. Не было ни смерти, ни хищничества. Но порядок и гармония мироздания поддерживались за счет деятельности человека, как венца творения Божия. Покуда человек поддерживал свое единение с Господом, в мир посредством человека изливался свет благодати Божией, одухотворяя всё бытие.
Небесный Царь – Бог – запечатлел царским образом человека – земного царя. Благочестивое царство – не самодурство или тирания, не гнет безумного деспота. Благочестивое царство – жертвенная забота о тех, кто поручен тебе Самим Богом.
Царственное владычество первозданного человека как венца творения означало, что он не был оторван от богозданной природы. Он должен был хранить и поддерживать созданный Богом мир, как поддерживают в очаге огонь, доверенный на сохранение.
🔸
«Адам был в раю, и в Адаме был рай». То есть нельзя жить в раю внешне, находясь внутри себя в аду – в зависти, ненависти, гордыне.
Есть несколько состояний, которые дают нам возможность познать остаточно, ощутить послевкусие тогдашнего пребывания наших праотцев – праотца и праматери – в раю: детство, творчество, познание окружающего мира и бескорыстное общение с животными.
Невинное райское состояние также может возродиться в человеке при нахождении там, где меньше всего следов рук человеческих – на природе (Интересно, что храмы Божии строились из необтесанных камней. Нужно было сохранить естественную горбатость камней, чтобы человеческая рука не наносила свой верхний лоск на Божие творение).
Рай на лошадиной спине тоже существует.
Но его врата открываются лишь тому, кто совершая райский труд, познаёт свою лошадь, прежде чем наречь её, становится благочестивым владыкой для неё и достигает гармонии с ней, прежде, чем сесть на неё.
Этому человеку не нужны рукотворные узда и седло, потому что его лошадь слушается и несёт его не по принуждению, а по доброй воле. На своей спине по Раю на земле.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
В тексте использованы фрагменты бесед с протоиерей Андреем Ткачевым.
#днемсконем